Сюжеты
Более любого другого искусства нэцкэ отразило природу породившего его общества.
Причины этого лежат вне рамок данной статьи, но можно упомянуть, что они
включают в себя долгие периоды изоляции, обусловленные географическими и
политическими причинами, а также ограничение путей самовыражения японцев, что
является следствием обычаев и законов. В результате нэцкэ показывает все стороны
жизни Японии своего времени, включая богатый фольклор, религию, ремёсла,
торговлю и профессии, различные типы людей и существ, реальных и вымышленных.
Можно выделить следующие сюжеты:
люди: знаменитые и неизвестные, реальные, исторические, и выдуманные, дети,
воины, священники и т.д.
животные: знаки восточного гороскопа и другие
растения и растительные продукты: маленькие, такие как бобы и грецкие орехи,
часто вырезались в настоящую величину
божества и мифические существа: часто из китайских мифов и религии
предметы: самая редкая категория. Например монеты, инструменты или кровельная
черепица
абстрактные: символы мон, узоры
сексуальные (шунга): может изображать совокупляющихся мужчину и женщину или лишь
намекать в утонченной символической форме на эротическое содержание
Некоторые нэцкэ изображают простые объекты, другие - целые сцены, известные из
истории, мифологии или литературы.
Из требований, предъявляемых к нэцкэ, главными были два: её прочность - чтобы
удерживать предмет, прикрепленный к поясу, и её дизайн. Став частью повседневной
жизни, нэцкэ были не только практичным украшением; они могли отражать социальное
положение владельца и даже его религиозные и нравственные оценки. С помощью
нэцкэ крепили амулеты, кожаные кошельки, походную пиалу для саке.
Также нэцкэ использовали не только как деталь одежды. Примерно в это же самое
время в Японии появляется такой редкий и дорогой материал, как рог носорога и
моржовая кость, привозимые голландскими купцами, по сути, первыми связавшими
Японию с Европой. Японские знахари верили, что если поверхность нэцкэ,
изготовленную из полых костей кита-нарвала или моржового бивня, соскоблить ножом
и порошок этот бросить в отвар, то это средство способно излечить простуду.
История экспорта нэцкэ на Запад началась с любопытного эпизода. Известно, что в
1853 году американский командор М.Перри по приказу президента США Филмора привел
свои корабли к Токио и убедил Японию стать открытой для торговли с Западом.
Один из носильщиков, обслуживающих американских моряков, носил свой кисет с
табаком на поясе; заметив его нэцкэ в форме театральных масок, кто-то из
офицеров был поражен их красотойи изяществом и попросил носильщика продать их
ему или подарить. Японец, напуганный настойчивыми просьбами иностранца,
беспрекословно расстался с нэцкэ, получив за это от американца множество
сувениров и подарков. История дошла до японских властей, которые, прежде всего,
обвинили бедного носильщика в самовольной торговле с иностранным государством и
посадили его в тюрьму. По просьбе американцев беднягу вскоре выпустили, а офицер
разыскал его и сказал, что готов купить целую партию нэцкэ и даже дать на это
деньги. Со временем носильщик по имени Козабуро открыл торговую компанию Sanko
Schokai по продаже нэцкэ и предметов искусства в страны Запада. С тех пор
десятки тысяч лучших японских нэцкэ украшают собрания музеев и частных
коллекционеров по всему миру, а японские историки искусства не скрывают
огорчения по поводу бедности национальных экспозиций и свершившейся утечки части
своего культурного наследия.
Но, несмотря на жалобы японских искусствоведов, музей Такаяма, расположенный в
префектуре Нагоя, располагает прекрасной коллекцией из более чем трехсот
старинных нэцкэ, инро и старинных табачных кисетов для ношения на поясе. Туристы
и посетители музея не только наслаждаются гармонией и красотой миниатюр, но и
погружаются в склонную к размышлениям и философским мыслям атмосферу, окружающую
эти места. Здесь, неподалеку от горы Койя, находятся мавзолей одного из
выдающихся японских буддистов IX века Кобо Даиши и сотни могил его
последователей, приезжавших сюда в конце жизни, чтобы обрести свой последний
приют рядом c учителем.
Многие люди путают нэцкэ и окимоно.
Окимоно (дословно - "поставленная вещь") - это общее наименование станковой
скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера.
Окимоно и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам бывает похоже на
нэцкэ, но в окимоно отсутствует отверстие для шнура, которое есть в
нэцкэ.Поэтому все маленькие фигурки выдаваемые за нэцкэ, но не имеющих отверстия
для ношения, следует называть окимоно.
Информация взята с сайта
Земная удача
|