Что такое нэцкэ ?

читайте ниже

   
   Посмотреть мои работы   

  

В 17-м веке японские художники начали изготавливать тщательно продуманные миниатюрные скульптуры, известные как нэцкэ (япон. ?? - "не-цуке" пишется двумя иероглифами. Первый означает "корень", второй - "прикреплять") и выполнявшие совершенно прозаическую функцию. Дело в том, что традиционная японская одежда, косодэ и кимоно, не имеет карманов. Людям, носившим её, нужно было где-то держать различные личные предметы, такие, как трубка, табак, деньги, печати и лекарства.
Изящным решением стало размещение таких вещей в особых емкостях (называемых сагемоно или инро), подвешиваемых на шнурке, перекинутом через пояс кимоно (оби). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были красивые ящички (инро), которые закрывались с помощью одзимэ, бусины, скользившей по шнуру. Какой бы ни была форма такой ёмкости, лучшим способом её крепления на поясе стала резная зацепка, похожая на пуговицу, называемая нэцкэ.

Этот объект, зачастую изготовленный на высоком художественном уровне, имеет долгую историю, отразившую важные стороны японской жизни и фольклора. Производство нэцкэ было наиболее распространено в Японии в период Эдо, с 1615 по 1868 год. В наши дни это искусство живо, а резчики, некоторые работы которых оцениваются весьма высоко (от US$10 000 до $100 000 и более), живут по всему миру, не только в Японии. Цены на коллекционные нэцкэ на аукционах в США колеблются обычно от нескольких сотен до тысяч долларов.
 

 

Виды нэцкэ

катабори

    
катабори - наиболее известный вид нэцкэ, компактная трёхмерная фигурка, размером от двух до восьми сантиметров. В них всегда присутствуют отверстия для шнура- химотоши.
 

анабори



анабори - подвид катабори, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины
 

саси



саси - удлинённая форма катабори, напоминающая палочку, около 15 см длиной, крюк на конце которой служил для зацепки; использовались до того, как появились настоящие нэцкэ
 

маска




маска - самая большая после катабори категория, часто являлась уменьшенной копией маски нох, по своим свойствам сходна с катабори и мандзю/кагамибута
 

 


мандзю


мандзю - нэцкэ в виде толстого диска, который обычно покрывают рельефной резьбой, иногда делается из двух половинок
 

рюса



рюса - похожа на мандзю, но резьба прорезная, напоминающая кружева
 

кагамибута



кагамибута - тоже сходна с мандзю, но с металлическим диском, служащим крышкой, закрывающей миску, которая обычно изготавливается из слоновой кости. Металл богато украшается с использованием широкой гаммы техник
 

нэцкэ с секретом



нэцкэ с секретом - любая нэцкэ, которая делает что-нибудь, имеет движущиеся части или скрытый сюрприз
 

Сюжеты

Более любого другого искусства нэцкэ отразило природу породившего его общества. Причины этого лежат вне рамок данной статьи, но можно упомянуть, что они включают в себя долгие периоды изоляции, обусловленные географическими и политическими причинами, а также ограничение путей самовыражения японцев, что является следствием обычаев и законов. В результате нэцкэ показывает все стороны жизни Японии своего времени, включая богатый фольклор, религию, ремёсла, торговлю и профессии, различные типы людей и существ, реальных и вымышленных.

Можно выделить следующие сюжеты:
люди: знаменитые и неизвестные, реальные, исторические, и выдуманные, дети, воины, священники и т.д.
животные: знаки восточного гороскопа и другие
растения и растительные продукты: маленькие, такие как бобы и грецкие орехи, часто вырезались в настоящую величину
божества и мифические существа: часто из китайских мифов и религии
предметы: самая редкая категория. Например монеты, инструменты или кровельная черепица
абстрактные: символы мон, узоры
сексуальные (шунга): может изображать совокупляющихся мужчину и женщину или лишь намекать в утонченной символической форме на эротическое содержание

Некоторые нэцкэ изображают простые объекты, другие - целые сцены, известные из истории, мифологии или литературы.

Из требований, предъявляемых к нэцкэ, главными были два: её прочность - чтобы удерживать предмет, прикрепленный к поясу, и её дизайн. Став частью повседневной жизни, нэцкэ были не только практичным украшением; они могли отражать социальное положение владельца и даже его религиозные и нравственные оценки. С помощью нэцкэ крепили амулеты, кожаные кошельки, походную пиалу для саке.
Также нэцкэ использовали не только как деталь одежды. Примерно в это же самое время в Японии появляется такой редкий и дорогой материал, как рог носорога и моржовая кость, привозимые голландскими купцами, по сути, первыми связавшими Японию с Европой. Японские знахари верили, что если поверхность нэцкэ, изготовленную из полых костей кита-нарвала или моржового бивня, соскоблить ножом и порошок этот бросить в отвар, то это средство способно излечить простуду.
История экспорта нэцкэ на Запад началась с любопытного эпизода. Известно, что в 1853 году американский командор М.Перри по приказу президента США Филмора привел свои корабли к Токио и убедил Японию стать открытой для торговли с Западом.
Один из носильщиков, обслуживающих американских моряков, носил свой кисет с табаком на поясе; заметив его нэцкэ в форме театральных масок, кто-то из офицеров был поражен их красотойи изяществом и попросил носильщика продать их ему или подарить. Японец, напуганный настойчивыми просьбами иностранца, беспрекословно расстался с нэцкэ, получив за это от американца множество сувениров и подарков. История дошла до японских властей, которые, прежде всего, обвинили бедного носильщика в самовольной торговле с иностранным государством и посадили его в тюрьму. По просьбе американцев беднягу вскоре выпустили, а офицер разыскал его и сказал, что готов купить целую партию нэцкэ и даже дать на это деньги. Со временем носильщик по имени Козабуро открыл торговую компанию Sanko Schokai по продаже нэцкэ и предметов искусства в страны Запада. С тех пор десятки тысяч лучших японских нэцкэ украшают собрания музеев и частных коллекционеров по всему миру, а японские историки искусства не скрывают огорчения по поводу бедности национальных экспозиций и свершившейся утечки части своего культурного наследия.
Но, несмотря на жалобы японских искусствоведов, музей Такаяма, расположенный в префектуре Нагоя, располагает прекрасной коллекцией из более чем трехсот старинных нэцкэ, инро и старинных табачных кисетов для ношения на поясе. Туристы и посетители музея не только наслаждаются гармонией и красотой миниатюр, но и погружаются в склонную к размышлениям и философским мыслям атмосферу, окружающую эти места. Здесь, неподалеку от горы Койя, находятся мавзолей одного из выдающихся японских буддистов IX века Кобо Даиши и сотни могил его последователей, приезжавших сюда в конце жизни, чтобы обрести свой последний приют рядом c учителем.

Многие люди путают нэцкэ и окимоно.

Окимоно (дословно - "поставленная вещь") - это общее наименование станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Окимоно и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам бывает похоже на нэцкэ, но в окимоно отсутствует отверстие для шнура, которое есть в нэцкэ.Поэтому все маленькие фигурки выдаваемые за нэцкэ, но не имеющих отверстия для ношения, следует называть окимоно.

Информация взята с сайта  Земная удача

 

 Вернуться в галерею